Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 338.27
Прогнозная оценка потенциального рынка электромобилей и эффектов снижения выбросов парниковых газов в России
Н. С. Колян, А. Е. Плесовских, Р. В. Гордеев
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
Аннотация
В последние десятилетия особый интерес вызывают возможности глобального перехода к использованию транспортных средств на электрической тяге и сопряженные с данным процессом экологические эффекты. Несмотря на значительный массив научной литературы по теме перспектив распространения электротранспорта в России, существует определенный дефицит исследований, направленных на количественную оценку потенциала данного рынка. Целью настоящей работы является прогнозирование объема рынка электромобилей и оценка эффектов снижения выбросов парниковых газов в России. В исследовании тестируются следующие гипотезы: 1) модель Басса применима для прогнозирования распространения электромобилей в России в долгосрочной перспективе; 2) переход части населения РФ на электромобили может оказать существенное влияние на экономию выбросов парниковых газов. Методологической основой исследования послужила модель Басса, которая широко применяется для прогнозирования распространения инноваций. Полученные оценки динамики распространения электрокаров предусматривают несколько сценариев. Согласно наиболее реалистичному из них объем спроса на электромобили достигнет отметки в 5,62 млн ед. к 2060 г. На основании долгосрочного прогноза объема парка электрокаров произведена оценка совокупной экономии выбросов парниковых газов, достигаемой благодаря переходу потребителей на электромобильный транспорт. Оценка экологического эффекта была проведена с учетом предполагаемого изменения структуры генерации электроэнергии в РФ. При реализации ускоренного перехода на низкоуглеродные источники электроэнергии к 2050 г. ожидаемое снижение выбросов парниковых газов составит 14,08 млн т СО2-экв., а при сохранении текущей структуры — 12,86 млн т. Полученные прогнозы распространения легкового электротранспорта в России и сопряженных с этим процессом экологических эффектов формируют теоретическую ценность исследования. С практической точки зрения, результаты могут быть использованы в рамках разработки мероприятий для достижения целей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.
Ключевые слова
электромобили; диффузия инноваций; прогнозирование численности автопарка; потенциальный рынок; модель Басса; низкоуглеродная экономика.
JEL classification
С22, Q53, E27Список использованной литературы
1. Зиязов Д.С., Пыжев А.И., Пыжева Ю.И. Экономические механизмы борьбы с загрязнением атмосферного воздуха крупных российских городов // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 10. С. 1991–2008. http://dx.doi.org/10.24891/re.17.10.1991
2. Grushevenko D., Grushevenko E., Kulagin V. Energy consumption of the Russian road transportation sector: prospects for inter-fuel competition in terms of technological innovation // Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12, No. 4. Pp. 35–44. http://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.4.35.44
3. Porfiryev B.N. Effective action strategy to cope with climate change and Its impact on Russia's economy // Studies on Russian Economic Development. 2019. Vol. 30, No. 3. Pp. 235–244. http://doi.org/10.1134/S1075700719030134
4. Каталевский Д.Ю., Гареев Т.Р. Имитационное моделирование для прогнозирования развития автомобильного электротранспорта на уровне региона // Балтийский регион. 2020. Т. 12, №. 2. С. 118–139. http://doi.org/10.5922/2079-8555-2020-2-8
5. Shafiei E., Davidsdottir B., Stefansson H., Asgeirsson E., Fazeli R., Gestsson M., Leaver J. Simulation-based appraisal of tax-induced electro-mobility promotion in Iceland and prospects for energy-economic development // Energy Policy. 2019. Vol. 133. Article No. 110894. http://doi.org/10.1016/j.enpol.2019.110894
6. Фасхиев Х.А. Газо- или электромобилизация? Россия на обочине прогресса // ЭКО. 2018. Т. 532, № 1. С. 97–116. http://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2018-10-97-116
7. Фасхиев Х.А. Рынок электромобилей – маховик раскрутился // ЭКО. 2020. Т. 548, № 2. С. 102–122. http://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-7-55-65
8. Синицын М.В. Влияние продвижения легковых электромобилей на потребление нефти // ЭКО. 2020. T. 556, № 10. С. 65–87. http://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2020-10-65-87
9. Dhakal T., Min K.S. Macro study of global electric vehicle expansion // Foresight and STI Governance. 2021. Vol. 15, No. 1. Pp. 67–73. http://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.1.67.73
10. Holland S.P., Mansur E.T., Muller N.Z., Yates A.J. Environmental Benefits from Driving Electric Vehicles? // NBER Working Paper Series. Working Paper 21291. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2015. 46 р. http://doi.org/10.3386/w21291
11. Holland S.P., Mansur E.T., Muller N.Z., Yates A.J. Are There Environmental Benefits from Driving Electric Vehicles? The Importance of Local Factors // American Economic Review. 2016. Vol. 106, No. 12. Pp. 3700–3729. http://doi.org/10.1257/aer.20150897
12. Costa C.M., Barbosa J.C., Gonçalves R., Castro H., Del Campo F.J., Lanceros-Méndez S. Recycling and environmental issues of lithium-ion batteries: Advances, challenges and opportunities // Energy Storage Materials. 2021. Vol. 37. Pp. 433–465. http://doi.org/10.1016/j.ensm.2021.02.032
13. Secinaro S., Calandra D., Lanzalonga F., Ferraris A. Electric vehicles’ consumer behaviours: Mapping the field and providing a research agenda // Journal of Business Research. 2022. Vol. 150. Pp. 399–416. http://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.06.011
14. Dezhina I., Radnabazarova S. Stimulating demand for electric vehicles in the world and Russian context // World Eсonomy and International Relations. 2022. Vol. 66, No. 7. Pp. 55–65. http://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-7-55-65
15. Bass F.M. A new product growth for model consumer durables // Management Science. 1969. Vol. 15, No. 5. Pp. 215–227. doi.org/10.1287/mnsc.15.5.215
16. Dodds W. An application of the Bass model in long-term new product forecasting // Journal of Marketing Research. 1973. Vol. 10, Issue 3. Pp. 308–311. http://doi.org/10.1177/002224377301000313
17. Massiani J. Using stated preferences to forecast alternative fuel vehicles market diffusion // Italian Journal of Regional Science. 2012. Vol. 11, No. 3. Pp. 93–122. http://doi.org/10.3280/SCRE2012-003006
18. Massiani J., Gohs A. The choice of Bass model coefficients to forecast diffusion for innovative products: An empirical investigation for new automotive technologies // Research in Transportation Economics. 2015. Vol. 50. Pp. 17–28. http://doi.org/10.1016/j.retrec.2015.06.003
19. Bass F.M., Krishnan T.V., Jain D.C. Why the Bass Model Fits without Decision Variables // Marketing Science. 1994. Vol. 13, No. 3. Pp. 203–223. http://doi.org/10.1287/mksc.13.3.203
20. Zhu Z., Du H. Forecasting the number of electric vehicles: a case of Beijing// IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. Vol. 170, No. 4. Article No. 042037. http://doi.org/10.1088/1755-1315/170/4/042037
21. Carlucci F., Cirà A., Lanza G. Hybrid Electric Vehicles: Some Theoretical Considerations on Consumption Behaviour // Sustainability. 2018. Vol. 10, Issue 4. Р. 1302. https://doi.org/10.3390/su10041302
22. Park S.Y., Kim J.W., Lee D.H. Development of a market penetration forecasting model for Hydrogen Fuel Cell Vehicles considering infrastructure and cost reduction effects // Energy Policy. 2011. Vol. 39, Issue 6. Pp. 3307–3315. http://doi.org/10.1016/j.enpol.2011.03.021
23. Jensen A.F., Cherchi E., Mabit S.L., Ortúzar J.D.D. Predicting the potential market for electric vehicles // Transportation Science. 2014. Vol. 51, No. 2. Pp. 427–440. http://doi.org/10.1287/trsc.2015.0659
24. Mahajan V., Muller E., Bass F.M. New product diffusion models in marketing: a review and directions for research // Journal of Marketing. 1990. Vol. 54, Issue 1. Pp. 1–26. http://doi.org/10.1177/002224299005400101
25. Sultan F., Farley J.U., Lehmann D.R. A meta-analysis of applications of diffusion models // Journal of Marketing Research. 2018. Vol. 27, Issue 1. Pp. 70–77. http://doi.org/10.1177/002224379002700107
26. Talukdar D., Sudhir K., Ainslie A. Investigating new product diffusion across products and countries // Marketing Science. 2002. Vol. 21, No. 1. Pp. 97–114. http://doi.org/10.1287/mksc.21.1.97.161
27. Rogers E.M. Diffusion of Innovations. Third Edition. New York: The Free Press, 1983. URL: https://ssrn.com/abstract=1496176
28. Stoneman P. Intra-Firm Diffusion, Bayesian Learning and Profitability // The Economic Journal. 1981. Vol. 91, Issue 362. Pp. 375–388. http://doi.org/10.2307/2232591
29. Costa V., Bonatto B., Zambroni A., Ribeiro P., Castilla M., Arango L. Renewables with energy storage: A time-series socioeconomic model for business and welfare analysis // Journal of Energy Storage. 2022. Vol. 47. Р. 103659. http://doi.org/10.1016/j.est.2021.103659
30. Horvat A., Fogliano V., Luning P.A. Modifying the Bass diffusion model to study adoption of radical new foods–The case of edible insects in the Netherlands // PLOS ONE. 2020. Vol. 15, Issue 6. P. e0234538. http://doi.org/10.1371/journal.pone.0234538
31. Tigert D., Farivar B. The Bass new product growth model: a sensitivity analysis for a high technology product // Journal of Marketing. 2018. Vol. 45, Issue 4. Pp. 81–90. http://doi.org/10.1177/002224298104500411
32. Hyman M.R. The timeliness problem in the application of bass-type new product-growth models to durable sales forecasting // Journal of Business Research. 1988. Vol. 16, Issue 1. Pp. 31–47. http://doi.org/10.1016/0148-2963(88)90079-3
33. Sharif M.N., Ramanathan K. Binomial innovation diffusion models with dynamic potential adopter population // Technological Forecasting and Social Change. 1981. Vol. 20, Issue 1. Pp. 63–87. http://doi.org/10.1016/0040-1625(81)90041-X
34. Kalish S. A new product adoption model with price, advertising, and uncertainty // Management Science. 1985. Vol. 31, No. 12. Pp. 1569–1585. http://doi.org/10.1287/mnsc.31.12.1569
35. Robinson B., Lakhani C. Dynamic price models for new-product planning // Management Science. 1975. Vol. 21, No. 10. Pp. 1113–1122. http://doi.org/10.1287/mnsc.21.10.1113
36. Mahajan V., Peterson R. Models for Innovation Diffusion. Sage, 1985. https://doi.org/10.4135/9781412985093
37. Horsky D., Simon L.S. Advertising and the diffusion of new products // Marketing Science. 1983. Vol. 2, No. 1. Pp. 1–17. http://doi.org/10.1287/mksc.2.1.1
38. Kamakura W.A., Balasubramanian S.K. Long-term view of the diffusion of durables A study of the role of price and adoption influence processes via tests of nested models. International // Journal of Research in Marketing. 1988. Vol. 5. Pp. 1–13. URL: https://ssrn.com/abstract=2428868
39. Jain D.C., Rao R.C. Effect of price on the demand for durables: Modeling, estimation, and findings // Journal of Business and Economic Statistics. 1990. Vol. 8, Issue 2. Pp. 163–170. http://doi.org/10.1080/07350015.1990.10509787
Благодарности
Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (проект № FSRZ-2021-0011).
Информация об авторах
Колян Нелли Сергеевна
Лаборант-исследователь лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79); ORCID https://orcid.org/0000-0003-2960-2251 e-mail: nelly.kolyan@gmail.com
Плесовских Александр Евгеньевич
Лаборант-исследователь лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79); ORCID https://orcid.org/0000-0001-8507-9501 e-mail: alexandermcme@gmail.com
Гордеев Роман Викторович
Старший научный сотрудник лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития, г. Красноярск, Россия (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79); ORCID https://orcid.org/0000-0002-2769-3914 e-mail: rgordeev@sfu-kras.ru
Для цитирования
Колян Н.С., Плесовских А.Е., Гордеев Р.В. Прогнозная оценка потенциального рынка электромобилей и эффектов снижения выбросов парниковых газов в России // Journal of Applied Economic Research. 2023. Т. 22, № 3. С. 497-521. https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.3.021
Информация о статье
Дата поступления 26 декабря 2022 г.; дата поступления после рецензирования 13 марта 2023 г.; дата принятия к печати 8 июня 2023 г.
DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2023.22.3.021
Скачать полный текст статьи:
~815 кБ, *.pdf
(Размещен
30.09.2023)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte