Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
УДК 338.4
Проявления конкуренции и квазиконкуренции университетов России в борьбе за привлечение абитуриентов
Д.Г. Сандлер
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация
Глобализация и развитие экономики знаний повышает конкуренцию на рынке высшего образования. Рост конкурентоспособности высшего образования на мировом рынке во втором десятилетии XXI века стало официальной государственной задачей. В этой связи исследование вопросов конкуренции и конкурентоспособности университетов чрезвычайно актуально. Целью исследования является обоснование наличия и специфики квазиконкуренции российских университетов и оценка ее влияния на повышение эффективности российского высшего образования. Исследовательская гипотеза состоит в том, что, несмотря на неравенство в системе высшего образования, квазиконкуренция присутствует, причем не только внутри групп ведущих университетов на федеральном уровне и между региональными вузами, но и всех против всех, и эта конкуренция повышает эффективность системы в целом, но при этом детерминирована национальными целями и федеральными проектами. Особое внимание уделено такой специфике конкуренции университетов, как конкуренция за государственное финансирование, конкуренция на регулируемом рынке с высокой концентрацией и даже монополизмом. В качестве практического кейса для исследования конкуренции университетов рассмотрена борьба за абитуриентов как яркое проявление конкуренции. Информационной базой исследования являются результаты ежегодных опросов абитуриентов Уральского федерального университета. Основным методом исследования является экономико-математический анализ результатов опросов выпускников. Сделан вывод, что модель квазиконкуренции лучше всего описывает сложившиеся рынки высшего образования. Российская система высшего образования действует в условиях доминирования государственного финансирования и квазирыночной конкуренции. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязи конкуренции в сфере высшего образования и финансирования вузов. Конкуренция между вузами усиливает финансовое неравенство в системе высшего образования. В тоже время по ряду направлений, особенно в части подготовки бакалавров региональные вузы могут составить конкуренцию ведущим университетам. Влияние конкуренции на систему высшего образования способствует повышению эффективности вузов за счет борьбы за ограниченный набор ресурсов. Интересным практическим выводом исследования, применимым при планировании приемных кампаний, является то, что ценовая конкуренция за абитуриентов бакалавриата уступает конкуренции за качество образования при борьбе за привлечение студентов в магистратуру.
Ключевые слова
конкуренция; конкурентоспособность; ведущие университеты; региональные университеты; эффективность; квазиконкуренция.
JEL classification
I23Список использованной литературы
1. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы : монография / М.О. Абрамова, М.А. Акоев, Н.Ю. Анисимов и др. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020. 200 с.
2. Агарков Г.А., Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д. Успешность выпускников и уровень оплаты труда преподавателей как факторы конкурентоспособности университетов Уральского региона. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. 214 c.
3. Agasisti T., Catalano G. Governance Models of University Systems – Towards Quasi-Markets? Tendencies and Perspectives: A European Comparison // Journal of Higher Education Policy and Management. 2006. Vol. 28, Issue 3. Pp. 261–278. DOI: 10.1080/13600800600980056.
4. Catalano G., Silvestri P. Regolamentazione e competizione nel sistemauniversitarioitaliano: Effetti e problemi del nuovo sistema di finanziamento // In: Regolamentazione dei Servizi Pubblici / Edited by D. Fabbri, G. Fiorentini. Roma: Carrocci Editore, 1999. Pp. 143–185.
5. Quasi-Markets and Social Policy / Edited by W. Bartlett, J. Le Grand. London: Macmillan, 1993. DOI: 10.1007/978-1-349-22873-7_9.
6. Glennerster H. Quasi-Markets for Education? // The Economic Journal. 1991. Vol. 101, Issue 408. Pp. 1268–1276. DOI: 10.2307/2234442.
7. Dill D.D. Higher Education Markets and Public Policy // Higher Education Policy. 1997. Vol. 10, Issue 3/4. Pp. 167–185. DOI: 10.1016/S0952-8733(97)81763-1.
8. Kaiser F., van der Meer P., Beverwijk J.M.R., Klemperer A.M., Steunenberg B., van Wageningen A.C. Market Type Mechanisms in Higher Education: A Comparative Analysis of Their Occurrence and Discussions on the Issue in Five Higher Education Systems. <st1:place w:st="on"><st1:country-region w:st="on">Netherlands</st1:country-region></st1:place> : Center for Higher Education Policy Studies (CHEPS), 1999. No. 319. 113 p.
9. Markets in Higher Education: Rhetoric or Reality / Edited by P. Teixiera, B. Jongbloed, D. Dill, A. Amaral. Kluwer Academic Publishers, 2004. DOI: 1007/1-4020-2835-0.
10. Breneman D.W., Mingle J.R. Strategies for the 1980s. In Challenges of' Retrenchment. <st1:place w:st="on"><st1:city w:st="on">San Francisco</st1:city></st1:place> : Jossey-Bass, 1981.
11. Лешуков О.В., Фрумин И.Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 22–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.04.046.
12. Стукалова И.Б. Конкурентоспособность российских университетов и академические рейтинги // Современное образование. 2019. № 2. С. 1–7. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.2.29724.
13. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4. С. 116–125.
14. Brankovic J., Ringel L., Werron T. How rankings produce competition: The case of global university rankings // Zeitschrift Für Soziologie. 2018. Vol. 47, Issue 4. Pp. 270–288. DOI: 10.1515/zfsoz-2018-0118.
15. Абакумова Н.Н. Эффективный контракт в высшем образовании: «За» и «Против» // Вестник НГУЭУ. 2014. № 3. С. 162–172.
16. Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции : дис. … канд. экон. наук. Уфа, 1999. 191 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37–38.
18. Agasisti T. Market forces and competition in university systems: theoretical reflectio and empirical evidence from Italy // International Review of Applied Economics. 2009. Vol. 23, Issue 4. Pp. 463–483. DOI: 10.1080/02692170902954783.
19. Belfield C. Economic Principles for Education: Theory and Evidence. Chapter 7. <st1:place w:st="on"><st1:city w:st="on">Cheltenham</st1:city>, <st1:country-region w:st="on">UK</st1:country-region></st1:place> : Edward Elgar Publisher, 2003. Pp. 144–162. DOI: 10.1016/S0272-7757(01)00061-9.
20. Belfield C., Levin H. The Effects of Competition on Educational Outcomes: A Review of U.S. Evidence // Occasional Paper No. 35. <st1:placename w:st="on">National</st1:placename> <st1:placetype w:st="on">Center</st1:placetype> for the Study of Privatization in Education, Teachers College, <st1:place w:st="on"><st1:placename w:st="on">Columbia</st1:placename> <st1:placetype w:st="on">University</st1:placetype></st1:place>, 2001. DOI: 10.3102/00346543072002279.
21. Afonso A., St. Aubyn M. Non-parametric Approaches to Education and Health Efficiency in OECD Countries // Journal of Applied Economics. 2005. Vol. 8, Issue 2. Pp. 227–246. DOI: 10.1080/15140326.2005.12040626.
22. Князев Ю. О методологическом дуализме в общественных науках // Экономист. 2017. № 1. С. 63–70.
23. Нейлбафф Б., Бранденбургер А. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: Кейс, 2012. 352 с.
24. Толокина Е.Л. Сотрудничество и конкуренция: кто кого? // Теоретическая экономика. 2013. № 6 (18). C. 36–41.
25. Приходько Р.В. Сетевая научно-производственная кооперация высших учебных заведений и промышленных предприятий // Экономика и экологический менеджмент. 2009. № 2. С. 34–43.
26. Dimitrova G., Dimitrova T. Competitiveness of the universities: measurement capabilities // Trakia Journal of Sciences. 2017. Vol. 15, Suppl. 1. Pp. 311–316.
27. Бончукова Д.А. Старобинская Н.М. Стратегический маркетинг и конкурентоспособность вуза // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2013. № 4 (2). С. 38–56.
28. Мохначев С.А. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 307. С. 116–121.
29. Simmel G. The Sociology of Georg Simmel. New York: Simon and Schuster, 1950.
30. De Groof J., Neave G., Sve`c J. Democracy and Governance in Higher Education. <st1:place w:st="on"><st1:city w:st="on">Dordrecht</st1:city></st1:place> : Kluwer Law International, 1998. 202 p.
31. Gary-Bobo R., Trannoy A. L’Economie Politique Simplifié du ‘Mammouth’: Efficacité Sociale et Concurrence entre Universités // Working Paper THEMA. Vol. 13, No. 3. Université Cergy-Pontoise, 1998. Pp. 85–126.
32. Kendall J., Knapp M., Forder J. Social care and the nonprofit sector in the western developed world // In: The Nonprofit Sector: A Research Yandbook. 2nd edition / Edited by W. Powell, R. Steinberg. New Haven: Yale University Press, 2006. Pp. 415–431.
33. Horta H.Y., Huisman J., Heitor M. Does Competitive Research Funding Encourage Diversity in Higher Education? // Science and Public Policy. 2008. Vol. 35, Issue 3. Pp. 146–158. DOI: 10.3152/030234208X299044.
34. Федюкин И., Фрумин И. Российские вузы-флагманы // Pro et Contra. 2010. Т. 14, № 3. С. 19–31.
35. Meek V.L. Diversity and marketisation of higher education: incompatible concepts? // Higher Education Policy. 2000. Vol. 13. Pp. 23–39. DOI: 10.1016/S0952-8733(99)00030-8.
36. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. 2006. Vol. 52, Issue 1. Pp. 1–39. DOI: 10.1007/s10734-004-7649-x.
37. Psacharopoulos G. Public Spending on Higher Education in Developing Countries: Too Much Rather Than Too Little // Economics of Education Review. 1996. Vol. 15, No. 4. Pp. 421–422. DOI: 10.1016/S0272-7757(96)00024-6.
Информация об авторах
Сандлер Даниил Геннадьевич
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры Международной экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); ORCID 0000-0002-5641-6596; e-mail: d.g.sandler@urfu.ru.
Для цитирования
Сандлер Д.Г. Проявления конкуренции и квазиконкуренции университетов России в борьбе за привлечение абитуриентов // Journal of Applied Economic Research. 2022. Т. 21, № 1. С. 130-151. DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.1.006.
Информация о статье
Дата поступления 10 января 2022 г.; дата поступления после рецензирования 20 февраля 2022 г.; дата принятия к печати 5 марта 2022 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2022.21.1.006
Скачать полный текст статьи:
~790 кБ, *.pdf
(Размещен
05.04.2022)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte