Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
Город-предприниматель в российской экономической реальности: проблема идентификации
Баскакова И.В., Сульдина О.В.
Аннотация
Предметом исследования является город-предприниматель. Цель работы – исследование экономического феномена «город-предприниматель» и обоснование параметров его идентификации применительно к реалиям современной российской экономики. Проанализирована эволюция понятия «город-предприниматель» в работах зарубежных и российских авторов. Отмечается, что в западной традиции город-предприниматель характеризуется наличием реализуемой инновационной стратегии и функциональной институциональной структурой, главной задачей которой является создание условий для максимального привлечения мобильных финансовых, производственных и потребительских потоков. В качестве главных характеристик города-предпринимателя западными авторами выделяются наличие масштабных проектов на основе государственно-частного партнерства для продвижения территории, риски от которых могут быть покрыты с использованием общественных ресурсов, а эффект от их реализации проектов может затрагивать территорию большую, чем город. Показано, что в российской экономической мысли использование концепции городского предпринимательства, использование инструментов маркетинга и брендинга городов обусловлено необходимостью поиска самостоятельных путей улучшения экономической ситуации на местах и стимулирования федеральных властей к уменьшению централизации. Предложены количественные параметры, позволяющие идентифицировать города-предприниматели в российском экономическом пространстве: уровень экономического разнообразия и сферы услуг; наличие человеческого капитала; уровень состояния городской среды и условий для жизни. Каждый из этих параметров оценивался на основе нескольких статистических показателей.
Ключевые слова
город-предприниматель; пространственная экономика; экономика города; маркетинг города; город-реваншист; количественные параметры; экономическая активность в пространстве.
Список использованной литературы
1. Анимица Е.Г. Конкуренция в территориальном измерении // Интеграция: власть, наука, производство. 2003. № 1. С. 38–42.
2. Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. 540 с.
3. Вендина О.И. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Городской альманах. Вып. 2 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. М. : Фонд «Институт экономики города», 2006. 180 с.
4. Ветров Г.Ю., Ланцев Д.М. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований России: проблемы и перспективы // Городской альманах. Вып. 2 / науч. ред. Г. Ю. Ветров. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. 180 с.
5. Голубчиков О.Ю., Бадьина А.В. Макрорегиональные тенденции развития городов бывшего СССР // Региональные исследования. 2016. Т. 52, № 2. С. 31–43.
6. Гринчель Б.М., Костылева Н.Е. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов (краткая версия) // Ин-т “Евроград”. СПб., 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ctin.ru/press/marketing/2001'4/03/shtml.
7. Зубаревич Н. Города на постсоциалистическом пространстве // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 5–19.
8. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 390 с.
9. Паркинсон М. Активизация управления: «города-предприниматели» // Экономические стратегии активных городов. СПб.: Наука, 2002. 499 с.
10. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.
11. Старовойтов В. Г. Повышение конкурентоспособности городов России // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2004. № 8. С. 56–60.
12. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф, 2009. 372 с.
13. Шапиро Н.А., Каплина Ю.Е., Николаева Е.А. Отражение крупного города в онтологическом контенте экономической теории // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2013. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economics.ihbt.ifmo.ru.
14. Экономические стратегии активных городов / под ред. Б.М. Гринчеля. СПб.: Наука, 2002. 499 c.
15. Andersen J. From Urban Movements to negotiated Entrepreneurialism // Roskidle University: Research Paper. 2001. No. 4. Р. XIII–1476.
16. Anholt S. Competitive Identity: The new brand management for nations, cities and regions. L.: Palgrave Macmillan, 2007. Р. XIII–147.
17. Ashworth G.J., Voogd H. Selling the City: Marketing Approaches in Public Sector Urban Planning. L.: Belhaven Press, 1990.
18. Atkinson R. Domestication by cappuccino or a revenge on urban space? Control and empowerment in the management of public spaces // Urban Studies. 2003. Vol. 40, No. 9. Р. 1829–1843.
19. Bussett K. Partnerships, business elites and urban politics: new forms of Governance in an English city? // Urban Studies. 1996. Vol. 33, No. 3. Р. 539–555.
20. Chein S.-S., Wu F. The Transformation of China’s Urban Entrepreneurialism: The Case Study of the City of Kunshan // Cross Current. East Asian History Culture Review. 2011. No. 1. Р. 1–28.
21. Cox K., Mair A. Locality and Community in the politics of local economic development // Annals Association of American Geographers. 1988. Vol. 78. Р. 307–325.
22. Friedmann J. The World City Hypothesis // View issue TOC. 1986. Vol. 17, Issue 1. Р. 69–83.
23. Hall T., Hubbard P. The entrepreneurial city: new urban politics, new urban geographies? // Progress in Human Geography. 1996. Vol. 20, No. 2. Р. 153–174.
24. Harvey D. From Managerialism to Entrepreneurialism: The Transformation in Urban Governance in Late Capitalism // Geografiska Annaler. Series B, Human Geography. 1989. Vol. 71, No. 1. Р. 3–17.
25. Jessop B. The entrepreneurial city, Transforming Cities. Contested Governance and New Spatial Divisions. L.: Routledge, 1997.
26. Jessop B., Sum N.-L. An Entrepreneurial City in Action: Hong Kong’s Emerging Strategies in and for (Inter-) // Urban Competition. Urban Studies. 2000. Vol. 37, No. 12. Р. 2287–2313.
27. John P. Local Governance in Western Europe. L.: Sage, 2001.
28. Jones J., Wren C. Foreign Direct Investment and the Regional Economy. Washington: Ashgate Rublishing Company, 2006.
29. Kearns G., Phillo C. Selling Places: The City as Cultural Capital, Past and Present (Policy Planning and Critical Theory). Oxford: Pergamon Press, 1994. Р. 279–297.
30. MacLeod G. From urban entrepreneurialism to a ‘revanchist city’? On the spatial injustices of Glasgow’s renaissance // Antipode. 2002. Vol. 34, No. 3. Р. 602–624.
31. Moulaert F., Rodríguez A., Swyngedouw E. The Globalized City: Economic Restructuring and Social Polarization in European Cities. Oxford: Oxford University Press, 2003.
32. Roberts S., Schein R. The Entrepreneurial City: Fabricating Urban Development in Syracuse. New York. Professional Geographer. 1993. Vol. 45. Р. 21–33.
33. Sassen S. Cities in a World Economy. L., New Delhi: Pine Forge Press, 2000. 200 p.
34. Smith N. The New Urban Frontier: Gentrification and the Revanchist City. New York: Routledge, 1996. 290 p.
35. Swyngedouw E. The heart of place: the resurrection of locality in an age of hyperspace // Geografiska Annaler. Series D. 1989. Vol. 71, No. 8. Р. 31–42.
36. Wood A. Making sense of urban entrepreneurialism Scottish Geographical Magazine. 1998. Vol. 114, No. 2. Р. 120–123.
Благодарности
Информация об авторах
Баскакова Ирина Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Института «Высшая школа экономики и менеджмента» Уральского федерального университета имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: ibaskakova@rambler.com.
Сульдина Ольга Владимировна – магистр экономики, специалист по маркетингу предприятия ЗАО «Научно-производственное акционерное общество «ЭХО» (121099, г. Москва, Смоленская пл., 3); e-mail:olgasuld@gmail.com.
Для цитирования
Баскакова И.В., Сульдина О.В. Город-предприниматель в российской экономической реальности: проблема идентификации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2017. Т. 16, № 4. С. 597-622. DOI: 10.15826/vestnik.2017.16.4.029.
Информация о статье
дата поступления 01 июля 2017 г.; дата принятия к печати 19 июля 2017 г.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2017.16.4.029
Скачать полный текст статьи:
~911 кБ, *.pdf
(Размещен
27.09.2017)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte