Journal of Applied Economic Research
ISSN 2712-7435
Применение методов имитационного моделирования для реализации проектов по повышению эффективности управления комбинатом питания в вузе
Ракульцева Н.Г.
Аннотация
Аннотация. В статье рассматривается подход, сочетающий методы анализа бизнес-процессов с инструментами имитационного моделирования, что дает возможность разрабатывать, тестировать и применять на практике организационно-технические мероприятия, направленные на повышение эффективности потока создания ценности. Комплексный подход к анализу и выработки решений рассматривается в сфере вузовского питания, а именно применительно к комбинату питания. Предметом исследования является операционная деятельность, в рамках которой выявляются факторы снижения эффективности бизнес-системы. Цель исследования – применить методику моделирования процесса обслуживания клиента для определения потенциала роста пропускной способности системы массового обслуживания в тех ситуациях, когда продолжительность отдельных этапов процесса невелика и не позволяет выявить потери только лишь средствами наблюдения. В исследовании применяются положения теории ограничения систем, бережливого производства, теории массового обслуживания и имитационное моделирование в среде AnyLogic. Для выявления факторов роста эффективности построена агентная модель, включающая в себя ключевые фазы обслуживания клиентов столовой, а также учитывающую использование ресурсов для обслуживания клиентов. Исследование направлено на анализ вариабельности быстрых процессов в условиях двухканального потока обслуживания с цепочкой зависимых фаз и ограниченными буферами (очередями) между каждой фазой. В процессе моделирования проводится три эксперимента, каждый из которых фиксирует, соответственно, исходную ситуацию, изменение количества ресурсов, привлекаемых к процессу обслуживания, сокращение вариабельности. Результаты моделирования, представленные в статье, наглядно демонстрируют негативные последствия для бизнес-системы от экономии ресурсов при пиковых нагрузках, а также от высокой вариабельности процессов в каждой фазе обслуживание. В итоге на основании полученных данных, выработаны организационные меры, направленные на устранение потерь с целью сокращения времени обслуживания и ожидания клиентов. При этом разработанные организационные меры не требуют дополнительных затрат, либо эти затраты минимальны, что обеспечивает высокий экономический эффект от мероприятий.
Ключевые слова
Ключевые слова: комбинат питания; поток создания ценности; имитационное моделирование; эффективность бизнес-системы; клиентский поток.
Информация об авторах
Ракульцева Наталья Геннадьевна – соискатель, директор комбината питания Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия (620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); e-mail: kpurfu@mail.ru.
DOI: http://dx.doi.org/10.15826/vestnik.2017.16.1.008
Скачать полный текст статьи:
~912 кБ, *.pdf
(Размещен
20.02.2017)
Создано / Изменено: 18 августа 2015 / 20 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte